Страна: | Германия |
Ближайший город: | Кёльн |
GPS координаты: | 50°56′28″N, 6°57′24″E |
Стоимость посещения: | бесплатно |
График работы: | C 6.00 до 21.00 |
Сайт: | http://www.koelner-dom.de/ |
Кёльнский кафедральный собор — первое, что бросается в глаза при выходе из главного железнодорожного вокзала Кёльна. Стекло вокзальной крыши над головой еще не закончилось, а уже видны острые шпили готического исполина, откровенно рвущие небеса. От собора веет величием и торжественностью, он создан будто не для радости вовсе, а для нервного трепета, пронзающего до кончиков пальцев при каждом осмысленном взгляде на стены Кельнской достопримечательности. Захватывает дух, сбивается дыхание. Сложно сказать, что внутри чувствуешь себя уютней, нежели снаружи; хотя о каком уюте можно просить, находясь внутри одного из величайших творений человеческого гения. А человеческого ли?
Содержание
Легенды о Кёльнском соборе
Как и всякая подобная величина, Кёльнский собор буквально пропитан легендой. Говорят, что главный архитектор, Герхард фон Риле, создавая чертежи будущего собора, настолько запутался и потерялся в собственных записях и рисунках, что воссоздать единый проект совершенно не представлялось возможным. Отчаявшись в собственном бессилии, он нашел едино верное решение — попросить помощи у самого дьявола. Сатана себя ждать не заставил, и за оказанную услугу затребовал душу архитектора, как плату: в назначенный час, когда пропоет первый петух, сделка должна была быть заключенной — архитектор получит готовые чертежи и взамен отдаст свою душу. Далее разные источники дают разное развитие событий : кто-то говорит, что совершить сделку помешала жена архитектора, подслушавшая разговор , кто-то считает, что сам архитектор обманом нарушил сделку. В любом случае, исход легенды одинаковый — сатана, подаривший чертеж Кёльнского собора и не заполучивший желанной души, в ответ на обман пообещал, что в день, когда работа над собором завершится, в момент когда будет возложен последний камень, наступит Конец света.
Несмотря на внушительное количество архитекторов, причастных к созданию и строительству собора, ни один из них не отошел от первоначальных, средневековых чертежей. Кёльнский собор полностью соответствует оригинальной задумке.
Судить легенду сложно, также как выбирать или отрицать веру в неё — но на сегодняшний день работы в Кёльнском соборе все еще продолжаются; храм будто живой, постоянно меняется, движется и дышит. И посмотрев на него со стороны, не слишком охотно верится, что это дело человеческой мысли и человеческих рук — уж слишком собор таинственный, слишком своенравный и внушающий. Да только кто к нему приложил свою руку, Бог или дьявол, решить нужно самостоятельно, ибо подлинного не известно.
Строительство Кёльнского собора
Место, на котором 15 августа 1248 года начнется первый этап строительства Кёльнского собора, изначально можно назвать особенным или как настаивают некоторые исследователи, святым. Этот факт неопровержим и официально задокументирован — на месте нынешнего собора, его церкви — предшественницы возводились с завидной частотой. Поражает то, что первое здание с апсидами, по показанию историков и исследователей, возведенное на месте собора, относится к концу IV — началу V века нашей эры( до наших дней дошли фрагменты кладки помещения для крещения, а также восьмигранная купель). Признан также факт, что еще во времена Римской империи, это место воспринималось как религиозный центр христиан, проживающих в окрестностях. Поиски следов и доказательств древности не прекращаются и сегодня — на территории собора постоянно ведутся археологические исследования и раскопки, к поискам неоднократно привлекаются эзотерики и экстрасенсы. Посмотреть и понаблюдать за процессом можно издалека — туристов не подпускают ни к непосредственно месту проведения раскопок, ни к добытым экспонатом.
Поэтапное строительство.
Началу строительства Кёльнского собора предшествовал далеко не благородный замысел. По одной из версий, архиепископу Кёльна, заложившему первый камень в основание будущего собора, хотелось подчеркнуть статус и богатство одного из самых величественных городов тогдашней Германской империи. В его мечтах, собор обязан был затмить известный Собор Парижской богоматери, и превзойти по своему масштабу и величию любой ранее созданный храм. Другая версия менее амбициозная — в Кёльне хранилась одна из христианских реликвий — останки Святых волхвов или Трех королей. Для святыни, в течении десяти лет создавался саркофаг из золота, серебра и драгоценных камней — Рака трех царей-волхвов, и именно это произведение лотарингского искусства навело на мысль о соборе, вход в который будет открыт всем паломникам мира, желающим своими глазами увидеть реликвию (старый городской собор уже не выдерживал толп верующих, прибывающих в город).
Итак, в 1248 году, был запущен первый этап строительства Кёльнского собора. К 1265 году стены собора были равны высоте сводов, а в 1311 оконные пролеты хора уже украшали семнадцатиметровые витражи. К этому времени уже был возведен алтарь и внутренние хоры, окруженные галереей. Также были установлены два колокола, именуемые «Специоза» и «Претитоза». отлитые в 1448/1449 г. В последующие годы, темп работы над созданием величественного собора заметно убавился, и уже в середине XVI века, работы полностью остановились. Причин такой «заморозки» достаточно много, и выбрать главную не является возможным. Говорят о Реформации, об изменившемся эстетическом восприятии собора, о финансовом кризисе ввиду уменьшения посещающих собор паломников. Как итог, более трехсот лет незавершенный собор являл собой широкое и продолговатое сооружение, высотой не более тринадцати метров, с незаконченной южной башней, с отсутствием западных башен и фасадов. Первый этап строительства завершен.
Официально, Кёльнский Собор — третий по счету храм внушающей величины, возведенный на этом месте, ему предшествовал храм 313 г н.э. и « Старый собор», возведенный в 818 году и сгоревший в 1248 г.
Новая «эпоха» создания Кёльнского собора начинается вместе с реставрационными работами в 1823, хотя официальной датой начала второго этапа строительства принято считать 4 сентября 1842 года — день, когда в южную башню был вмурован камень. Ответственным за строительные работы был назначен Эрнст Фридрих Цвирнер. Официальной датой завершения строительства собора считают 1880 год, хоть завершением это сложно назвать: завершены были башни, высота которых равнялась 157 метрам. Сам Кёльнский собор продолжал «жить» — менялись стекла, украшения, обновлялся интерьер. Постоянно велись работы по реставрации, а в 1906 даже пришлось заменять внезапно рухнувшую декоративную башню. Тем не менее, собор уже соответствовал чертежам и планам 1280 года, а заостренные арки Кёльнского собора тянулись ввысь, символизируя тягу человека к Богу.
Внешний вид Кёльнского собора
Высота Кёльнского собора — 157,38 метра, и все, что видно путешественнику, впервые ставшему лицом к стенам — искусное готическое кружево, изогнутые арки и башни, тянущееся ввысь. Особенность строения Собора Святых Петра и Марии полное отсутствие горизонтальных линий. Также примечательно то, что каждый ярус собора имеет свою форму, особенность и даже стиль исполнения, при этом в контексте единого храма, все смотрится более чем гармонично и впечатляюще. Особо впечатляет туристов тот самый Западный фасад, построенный по старым планам собора.
Каждая сторона фасада имеет свои порталы (украшенные скульптурами входы либо же отдельные здания). У Западного фасада три портала, среди них единственный средневековый, сохранившийся до наших дней, портал Святого Петра, левый портал Трех волхвов и единственный безымянный, главный портал собора. Южный фасад тоже состоит из трех входов: портал святой Урсулы, портал Страстей Христовых и портал святого Гереона. Южный фасад представляет собой одно из наиболее значительных творений стиля неоготики. С историей создания и непосредственно строительства собора художественно связаны три портала северного рукава — портал Бонифация, портал святого Михаила и портал святого Матерна.
Фотографу-любителю или просто туристу невозможно сфотографировать Кёльнский собор в «полный рост», сколько бы передвижений и поисков «нужной точки» на площади он не совершил.
Следует упомянуть, что из-за временных особенностей строения, камень фасада отличается по оттенку, а иногда можно заметить и отличие в качестве резьбы, скульптур и иного внешнего декора.
Внутренний интерьер Кёльнского собора
От готической сдержанности и налета мрачности, внутри собора не остается и следа. Внутреннее убранство чрезвычайно богато и особую атмосферу создают ломаные лучи солнца, наполняющие собор через стекла цветных витражей. В сумерках же, Кёльнский собор, подсвеченный бутылочно-зеленым светом, обретает совершенно иное очарование — складывается ощущение, что собор парит в воздухе. Не стоит забывать и о древних сокровищах, украшающих Кёльнский собор. К примеру, Главный алтарь, представляющий собой единую мраморную плиту, в центре которой изображена церемония коронации Богородицы, а по бокам, каждый в своей нише, покоятся статуи двенадцати апостолов; который был освящен еще в 1322. Алтарь Трех волхвов, расположен в капелле Богоматери, считается жемчужиной не только Кёльнского собора, но и ярчайший примером кёльнской позднеготической живописной школы. Примечательно, что алтарь, в закрытом и раскрытом виде, демонстрирует разные отрывки и картины библейских сюжетов.
Внизу, под ногами также творится чудо — от напольной мозаики, от трех основных её сюжетов, оторваться действительно сложно. Мозаика была создана в 1887 году и демонстрирует историю епископства, в хоре — христианский картину мира, а под деревянным подиумом, в средокрестии, спрятана картина Вселенной. Внимания заслуживают даже скамьи, созданные в 1308 — 1311 г., предусматривающих места для папы римского и императора.
Во время Второй мировой войны, собор не был уничтожен благодаря негласному сговору летчиков, использующих высокие башни как ориентир. Развалины города укрывали обломки и пепел, и тень нетронутого собора прятала их.
Не смотря на обилие декораций, украшений и откровенных драгоценностей, общую атмосферу и тем более картину интерьера сложно уличить в яркости, выедающей глаза роскоши — внутренне убранство собора по-готически сдержанное, цвет драгоценностей приглушенный, а блеск камней не вызывает раздражения. Собор не наполнен излишеством или крайностями — каждая деталь на своем месте, каждый элемент составляет единую картину неповторимого духа Кёльнского собора.
Христианские святыни и реликвии хранящиеся в Кёльнском соборе
Не поддается сомнению, главная реликвия Кёльнского собора находится чуть позади Главного алтаря -Реликварий трех волхвов, одно из главнейших произведений ювелирного искусства времен Средневековья. Реликварий состоит из двух возлежащих рядом саркофагов и возвышающимся над ними третьим. Достоверные источники, указывающие на автора, создателя святыни, отсутствуют. Известно только, что мощи трех волхвов, хранящиеся в реликварии, были перенесены в собор уже на первом этапе его строительства — 27 сентября 1322 года.
Помимо реликвий волхвов, архиепископом Дассельским, была привезена и другая христианская святыня — резное изображение Мадонны, признающееся благословенным, чудодейственным и исцеляющим. Миланская Мадонна была изменена временем — считается, что оригинальная скульптура сгорела при пожаре, поэтому используя утраченный образец, была создана новая скульптура, сохранившая за собой имя и славу предшественницы. Рождение Миланской Мадонны датируется 1290 годом но в конце XIX века статуя изменилась — Мадонне «вручили» скипетр и корону, что говорит о новом витке в истории изваяния, одного из прекраснейших образцов зрелой готики.
Неоспоримое украшение Кёльнского собора — крест Геро, слухи о котором и мистические намёки, сопутствовали всем историям подаренной реликвии. Особенность этого распятия не столько в монументальных размерах ( около двух метров), сколько в необычайном реализме и детализации изображения Христа в момент его смерти.
Помимо скульптур, в Кёльнском соборе, в так называемой «палате святынь» хранится условная коллекция наиболее ценных, дорогих реликвий. К ним относят: посох Святого Петра с набалдашником IV века, дароносица Святого Петра и ларь с мощами Трех волхвов. Многие экспонаты выставлены в витринах с подсветкой : можно увидеть церемониальный крест, эпитафия Якова Кройского. На этом этаже можно познакомится и с редкими, необычайно ценными литературными произведениями, хранящимися в библиотеке собора. Этажом ниже, можно осмотреть древние церковные одежды и найденное, в результате раскопок 1959, содержимое могилы матери и ребенка династии Меровингов.
Захоронения
Кёльнский собор привлекает паломников всего мира не только своими драгоценными реликвиями, но и древними захоронениями архиепископов, большая часть которых была причислена к лику святых. Но не все архиепископы были похоронены в соборе, так же как и не все захоронения были перенесены из старого собора в новый. Примечательно, что многие «могилы» несут в себе не только христианскую ценность, но и ценность художественную.
К примеру, на саркофаге архиепископа Конрада Хохштаденского, умершего в возрасте 63 лет, установлена лежачая бронзовая скульптура молодого архиепископа, своей точностью передачи деталей и мастерством бронзового литья, относящаяся к образцам выдающихся произведений.
Интересна с художественной точки зрения и могильная плита архиепископа Филиппа Гейнсбергского — его лежачая фигура, высеченная из известняка, надежно окружена литьем стен и ворот. Такой памятник объясняют деяния при жизни — архиепископ работал с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены.
Среди иных захоронений вызывает интерес могила графа Готфрида Арнсбергского, уснувшего рыцарем в доспехах и окруженного решеткой, что возвышается над саркофагом. Поговаривают, что эта решетка была создана специально для защиты могилы от родственников, не согласившись с завещанием графа.
Посещение Кёльнского собора
Кёльнский собор находится в 50 м от центрального железнодорожного вокзала и приблизительно в 250 м от берега Рейна. Точный адрес — Domkloster 4, 50667 Köln, Германия. Собор открыт ежедневно, с 6 утра до 9 вечера с мая по октябрь и с 6 утра и до 7.30 вечера с ноября по апрель. Вход в собор бесплатный, как и возможность фотографировать, снимать видео и просто прикасаться к экспонатам и святыням. Заплатить придется только за осмотр башни (2,50 евро) или услуги экскурсовода (4 евро). Цены могут меняться, но любую желаемую информацию можно получить как на официальном сайте, так и по телефону, указанному в разделе контактов.
1. В соборе не продают свечи и брошюры — в свободном доступе они выставлены на специальных подносах. Каждый желающий может зажечь свечу, поставить на отведенное место и помолится.
2. Доступ в сокровищницу, где хранятся самые ценные экспонаты собора, туристам, к сожалению, воспрещен.
3. Собор действующий и до сегодняшнего дня в нём справляют службы. Со «списком» служителей можно ознакомится на официальном сайте.
4. Ежегодно на содержание и нужды собора тратится не менее 10 миллионов евро.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.